суббота, 21 декабря 2013 г.

Кожная микрофлора - непрерывное взаимодействие и хрупкое равновесие

Кожа каждого взрослого человека – это, в среднем, 1,8 квадратных метров поверхности, участки которой, различающиеся по условиям обитания, образуют специфические ниши для разнообразных микроорганизмов. Это своеобразное, и далеко не самое «комфортное» место: кожа человека имеет кислотную реакцию, её верхний слой постоянно слущивается, на её поверхность выделяются защитные молекулы: протеазы, противомикробные пептиды. Одни участки кожи закрыты одеждой, другие – особо подвержены контакту с окружающим миром, на лицо может наноситься косметика, и всё это воздействует на симбиотическую микрофлору.
Состав сообщества микроорганизмов на различных участках кожи новорожденных идентичен. Это, в основном, микроорганизмы, полученные при рождении, ведь плод в утробе матери стерилен. Поэтому у детей, родившихся естественным путём и путём кесарева сечения, микрофлора будет сильно различаться. Когда человек растёт и взрослеет, в различных участках кожи, в зависимости от внешних условий и особенностей участка, складываются различные сообщества микроорганизмов. Исследование образцов, полученных с кожи 10 добровольцев (отбор проводился в 20 участках) выявило 205 родов бактерий. Резидентами считаются микроорганизмы, принадлежащие к родам Staphylococcus, Corynebacterium, Propionibacterium, Micrococcus, Streptococcus, Brevibacterium, Acinetobacterium, и Pseudomonas. Среди грибов, наиболее распространённым представителем кожной микробиоты является Malassezia .
Структуры кожи, такие как волосяные фолликулы, сальные железы, ногти и апокриновые и эккриновые потовые железы образуют в коже различного рода углубления и особые по своим условиям участки. Апокринные потовые железы выделяют вещества, которые при разрушении стфиллококками и коринебактериями приобретают специфический запах. Эккриновые потовые железы выделяют солёную жидкость, участвующую в терморегуляции. Сальные железы анаэробны, их рН – приблизительно 5 из-за жирных кислот. Участки с повышенной плотностью сальных желёз заселяются Propionibacterium. и Malassezia (например, лицо, грудь, верхняя часть спины). Во влажных участках основная часть сообщества сформирована Staphylococcus  и  Corynebacterium spp. На увлажнённых участках кожи количество микроорганизмов в среднем ниже. Стафилококки предпочитают аэробные ниши. Сообщества на коже характеризуются большей изменчивостью во времени по сравнению с сообществами ротовой полости и кишечника. Наименее подвержены изменениям сообщества слухового прохода, ноздрей и паховых складок. Наиболее изменчивым оказывается сообщества ладонной предплечья, подколенной ямки, локтевой ямки, пятки и участков между пальцами.
Кожа – не только механический, но и иммунологический барьер. В защите кожи от патогенов участвуют со стороны иммунной системы различные клетки, в том числе, клетки Лангерганса, Т-лимфоциты, тучные клетки и кератиноциты. Иммунная система кожи способна «различать» опасные патогенные микроорганизмы и безвредных комменсалов. Показано, что Staphylococcus  epidermidis, может взаимодействовать с иммунной системой кожи, ингибируя воспаление и стимулируя выделение антимикробных пептидов кератиноцитами. Он также ингибирует формирование биоплёнок и колонизацию Staphylococcus aureus., поскольку его глутамил – эндопептидаза является синергистом бета-дифензину 4А, выделяемому человеческим организмом для защиты от S.aureus. Лактобактерии и пропионобактерии синтезируют бактериоцины, ингибирующие рост других микроорганизмов. Использование одного из таких веществ, низина, позволило облегчить клинические признаки мастита, вызванного стафилококковой инфекцией.
Нарушение кожного иммунного ответа ведёт к различным заболеваниям, таким как псориаз или атопический дерматит, хотя в этих случаях процесс развития заболевания и изменения в кожной микробиоте пока не изучены полностью. Рассмотрим несколько примеров:
Долгое время развитие акне ассоциировалось с присутствием Propionibacterium acnes, но благодаря возможности секвенирования 16S рРНК, у пациентов были найдены специфические некультивируемые микроорганизмы. Кроме того, в норме фолликулы  колонизированы P. acnes, в о время, как поражённая кожа содержит смесь S. epidermidis, Corynebacterium, и P. acnes как доминирующий вид.
Кожа, поражённая атопическим дерматитом выделяет меньше противомикробных пептидов, чем здоровая кожа. Поражённые участки могут быть заражены S. aureus и другими патогенами, заболевание отвечает на антимикробную терапию. С другой стороны, каплевидный псориаз часто впервые развивается или обостряется после стрептококковой инфекции, в типичных случаях — после стрептококковой ангины или стрептококкового фарингита. Хотя псориаз ассоциирован со стрептококковой инфекцией, терапия, направленная против стрептококка не облегчает его течения.
Себорейный дерматит – гиперпролиферативное, заболеание кожи. В его развитии участвуют грибы Malassezia spp. Липазы Malassezia привоят к выделению метаболитов жирных кислот из sebum, что приводит  воспалению и гиперпролиферации кожи. Malassezia spp. – компонент нормальной микробиоты кожи, сама по себе она к заболеванию не приводит.
Микробиоту кожи исследовать не так просто как кажется. Далеко не все микроорганизмы можно получить простым мазком, исследование соскоба или биоптата может дать больше информации. Взаимодействия между компонентами и значимость воздействия ряда факторов тоже не ясны. Понимание всех этих механизмов позволило бы найти способ "правильного" совместного существования, создать средства по уходу за кожей и эффективнее решать проблемы, связанные с нарушениями взаимодействия человеческого организма и этого сопутствующего ему мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий